ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 59RS0005-01-2024-008401-56 |
Дата поступления | 25.12.2024 |
Категория дела | О приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или ионого структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общес → О ликвидации: → иных организаций |
Судья | Панькова Ирина Владимировна |
Дата рассмотрения | 22.01.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 25.12.2024 | 14:14 | 25.12.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 25.12.2024 | 16:27 | 25.12.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 26.12.2024 | 16:16 | Административное исковое заявление принято к производству | 26.12.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 26.12.2024 | 16:16 | 26.12.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 26.12.2024 | 16:16 | 26.12.2024 | ||||||
Судебное заседание | 22.01.2025 | 10:00 | 1905 года, 5, каб. 36 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 26.12.2024 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 22.01.2025 | 14:46 | 28.01.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 28.01.2025 | 14:46 | 28.01.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 17 по Пермскому краю | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Пермская региональная общественная организация " Ассоциация народной медицины" | 1195958018178 | |||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю |
УИД 59RS0005-01-2024-008401-56
Дело № 2а-1113/2025
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2025 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Погодиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Пермской региональной общественной организации «Ассоциация народной медицины» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (далее – Управление, административный истец) обратилось в суд с административным иском к Пермской региональной общественной организации «Ассоциация народной медицины» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об её исключении из ЕГРЮЛ, указав в обоснование требований, что решение о государственной регистрации Пермской региональной общественной организации «Ассоциация народной медицины» принято Управлением 22.0.2019, сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН – №. Организация действует на основании Устава в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения (т.е. Управление), о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ общественные объединения обязаны информировать об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» общественное объединение представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, о целях расходования этих денежных средств и использовании иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании (форма № ОН003) ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год – до 15.04.2022, за 2022 год не позднее 15.04.2023).
Организация не выполнила требования ст. 29 Закона № 82-ФЗ, приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, что свидетельствует об отсутствии деятельности организации.
Подтверждением данного факта является:
1. Отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2022 год в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО;
2. Отсутствие в учетном деле документов, информирующих Управление о продолжении деятельности организации с указанием действительного места нахождения ее постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях в объеме сведений, включенных в ЕГРЮЛ, за 2022 год.
Кроме того, в нарушение абз. 3 части 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ организацией не исполнена обязанность по ежегодному опубликованию отчетов за 2021 и 2022 годы об использовании своего имущества или обеспечению доступности ознакомления с указанным отчетом.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» за неисполнение требований законодательства к Организации в 2022 г. и текущем году Управлением не применяются меры реагирования. Соответствующая позиция Минюста России доведена до территориальных органов письмами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
До настоящего времени организация не устранила перечисленные выше нарушения законодательства Российской Федерации. При этом организация не обеспечивает публичности своей деятельности, что препятствует должному общественному контролю за ней, нарушает права граждан на достоверную информацию о ее деятельности, тем самым допускает неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации. Каких-либо мер по устранению нарушений организацией не предпринято.
Организацией допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности общественных объединений, выразившиеся в непредставлении отчетности за 2021-2022 гг., не обеспечен публичный доступ к отчетности.
Непредставление организацией в контролирующий орган (т.е. Управление) информации о своей деятельности значительно затрудняет возможность государственного контроля за деятельностью организации, и как следствие этого, влечет затруднительность выявления нарушений законности в ее деятельности, что может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Административный истец просит признать Пермскую региональную общественную организацию «Ассоциация народной медицины» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица; исключить Пермскую региональную общественную организацию «Ассоциация народной медицины» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административный истец в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, на удовлетворении требований, изложенных в административном исковом заявлении, настаивают в полном объеме.
Представитель административного ответчика Пермской региональной общественной организации «Ассоциация народной медицины» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом путем направления судебного извещения по месту регистрации юридического лица, почтовая корреспонденция возвращена с истекшим сроком хранения.
Заинтересованное лицо – Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направили, извещены, представили письменные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела, полагают, что суд вправе принять решение о признании Пермской региональной общественной организации «Ассоциация народной медицины» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в силу следующего.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
Согласно ст.8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
В соответствии со ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Такое общественное объединение ежеквартально представляет в федеральный орган государственной регистрации сведения, предусмотренные абзацем восьмым части первой настоящей статьи.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю определено как территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу п. 3 и абз. 1 п. 5 названного Положения государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом на основании статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В судебном заседании установлено, что Пермская региональная общественная организация «Ассоциация народной медицины» зарегистрирована в качестве юридического лица 28.05.2019, в ЕГРЮЛ внесены сведения о регистрации организации в качестве юридического лица, присвоен ОГРН № (л.д. 17-18).
Пермская региональная общественная организация «Ассоциация народной медицины» ведет свою деятельность в соответствии с Уставом от 09.02.2019 (л.д. 9-14).
Организацией допущены нарушения положений ст. 29 Закона № 82-ФЗ, приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций».
Подтверждением этого факта является: отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2022 год в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО; отсутствие в учетном деле организации документов, информирующих Управление о продолжении деятельности организации с указанием действительного места нахождения ее постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях в объеме сведений, включенных в ЕГРЮЛ, за 2022 год.
Поскольку Организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, это свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.
Данные обстоятельства подтверждаются заявлением председателя Организации Шкерина А.С. в Управление Минюста России по Пермскому краю об оказании содействия в ликвидации НКО «Ассоциация народной медицины», так как Организация фактически прекратила свою деятельность с 2022 года, органы управления не сформированы и не осуществляют свои полномочия, в том числе по принятию решений о добровольной ликвидации (л.д.19).
Оценив представленные доказательства, суд считает, что ответчик не предоставляет сведения, предусмотренные ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» в установленные сроки, следовательно, не осуществляет деятельность, предусмотренную Уставом, в связи с чем, исковое заявление о признании Организации прекратившей деятельность подлежит удовлетворению. Доказательств иного ответчиком в суд не представлено.
Наличие у Организации задолженности перед бюджетом по оплате страховых взносов не препятствует исключению сведений об организации из ЕГРЮЛ и не требует проведения ликвидационных мероприятий.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю – удовлетворить.
Признать Пермскую региональную общественную организацию «Ассоциация народной медицины» (ОГРН №) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Пермскую региональную общественную организацию «Ассоциация народной медицины» (ОГРН №) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: И.В. Панькова
