ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 59MS0152-01-2024-006373-72 |
Дата поступления | 18.12.2024 |
Номер протокола об АП | 16 |
Судья | Панькова Ирина Владимировна |
Дата рассмотрения | 22.01.2025 |
Результат рассмотрения | Оставлено без изменения |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Материалы переданы в производство судье | 19.12.2024 | 11:20 | 19.12.2024 | ||||||
Судебное заседание | 22.01.2025 | 14:30 | 1905 года, 5, каб. 36 | Оставлено без изменения | 25.12.2024 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 03.02.2025 | 12:33 | 03.02.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | Перечень статей | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | |||
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | АО "Механический завод" | ст.20.7 ч.1 КоАП РФ | |||||||
Защитник | Астраханцева Светлана Владимировна |
Дело № 12-18/2025
УИД: 59MS0025-01-2024-006373-72
Р Е Ш Е Н И Е
22 января 2025 года г. Пермь
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Панькова И.В.,
при ведении протокола помощником судьи Погодиной Ю.В.
с участием заявителя - должностное лицо Ретунский Д.О.,
защитника Астраханцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Мотовилихинскому району 1 ОНДиПР по г. Перми УНДиПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю Ретунского Д.О. на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 21.11.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – АО «Механический завод»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 21.11.2024 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении АО «Механический завод» прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо Отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Мотовилихинскому району 1 ОНДиПР по городу Перми УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю обратился в Мотовилихинский районный суд г. Перми с жалобой, в которой просит постановление отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. С постановлением мирового судьи не согласен, в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование жалобы указал, что при рассмотрении дела судом неверно сделаны выводы о применении пунктов 8,9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций на основании п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
На основании Договора № ЗАО «Механический завод» защитное сооружение гражданской обороны (далее – ЗС ГО) передано на ответственное хранение и безвозмездное пользование, согласно п. 2 раздела II вышеупомянутого договора предприятие обязано накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты
Согласно пункту 2 раздела III Договора № орган государственной власти через штаб (комитет) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в целях выполнения предприятиями взятых на себя обязательств обязуется оказывать помощь в приобретении имущества гражданской обороны, необходимой технической, проектной, нормативно-технической и другой документации.
Пункт 2 раздела III Договора № не указывает софинансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по поддержанию организациями защитных сооружений, переданных им установленным порядком на ответственное хранение, и имеющих обязательство по его содержанию в силу статьи 210 ГК РФ.
В соответствии с подпунктами 5.8, 5.10, 5.11 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное, агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленное в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлений нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; проводит в пределах своей компетенции, проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц в целых определения эффективного использования и сохранности федерального имущества;- организует оценку имущества в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества.
В соответствии с подпунктом 6.10. пункта 6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целы реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления й распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Как указано в ответе на вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, лицо заключившее договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны при проведении приватизации, или его правопреемник не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного договора на основании статьи 699 ГК РФ. Данный договор может прекратить свое действие только в порядке, установленном частью 7 статьи 31 Закона о приватизации для прекращения обременения.
В силу пункта 8 статьи 31 Федерального закона от. 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прекращение обременения, в том числе публичного сервитута, или изменение их условий допускается на основании решения органа, принявшего решение об условиях приватизации, или иного уполномоченного органа либо на основании решения суда, принятого по иску собственника имущества.
Таким образом, в действующем законодательстве нормы, предусматривающие возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны отсутствуют. Доказательств снятия в установленном порядке указанного в договоре объекта с учета как защитного сооружения гражданской обороны при рассмотрении дела не представлялось.
Исходя из положений статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №,пункта 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных; сооружений гражданской обороны, обеспечению постоянной готовности помещений к переводу в ЗС ГО, лежит на организации, эксплуатирующей ЗС ГО.
Заявитель - должностное лицо 1 ОНДиПР по г.Перми Ретунский Д.О. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, принятое мировым судьей постановление просит отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Защитник юридического лица Астраханцева С.В. в судебном заседании дала пояснения аналогичным в представленном отзыве, приобщенном к материалам дела, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Заслушав лиц участвующих в деле, оценив доводы жалобы и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Федеральный закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Под мероприятиями по гражданской обороне понимаются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Под требованиями в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К числу основных задач в области гражданской обороны в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 28-ФЗ относится предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Сводом правил СП 88.13330.2022 «Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77» установлено, что под защитным сооружением гражданской обороны (ЗС ГО) понимается специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействий средств нападения противника.
Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в силу п. 2 которого к объектам гражданской обороны относится убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункта станции обеззараживания одежды и техники и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
На основании п. 8 указанного Порядка федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в пункте 1.2.которых указано на применение данных Правил при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В п. п. 1.3, 1.7, 1.8 указанных Правил определено, что организации, на учете которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Разделом 3.2 вышеназванных Правил предусмотрены требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений. При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности (п.п. 3.2.1 - 3.2.2), содержанию входов в защитные сооружения, защитных устройств и помещений для укрываемых (п.п. 3.2.3 - 3.2.10), содержанию инженерно-технического оборудования (п. п. 3.2.11 - 3.2.25), требования к документации технического сооружения (п. 3.6), требования к техническому состоянию защитного сооружения (пл. 4.1.1- 4.5.5) и т.д.
Как усматривается из материалов дела по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны – убежище 2 класса защиты с инвентарным №.
На основании договора о правах и обязанностях № от ДД.ММ.ГГГГ указанное ЗС ГО передано ЗАО «Механический завод» от Комитета по управлению имуществом Пермской области на ответственное хранение и безвозмездное пользование.
В соответствии с п. 1 раздела II указанного договора ЗАО «Механический завод» приняло на себя обязанность сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10. 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О гражданской обороне» и п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Установлено, что ышеуказанное ЗС ГО находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Реестра федерального имущества.
Поскольку действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности, полномочия собственника в отношении спорного объекта в данном случае осуществляет Территориальное управление Росимущества в Пермском крае.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из содержания ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат помимо прочих: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Судья соглашается с выводами мирового судьи о том, что доказательств передачи АО «Механический завод» необходимых полномочий собственника ЗС ГО № не представлено.
Сама по себе передача ЗС ГО по гражданско-правовому договору АО «Механический завод» на ответственное хранение и безвозмездное пользование, не свидетельствует о том, что на Общество возложена обязанность поддерживать защитное сооружение в состоянии постоянной готовности к использованию.
Кроме того, материалами дела достоверно установлено, что ЗС ГО уже на момент передачи ЗАО «Механический завод» ЗС ГО находилось в состоянии, требующем капитального ремонта.
Так согласно Заключения о техническом состоянии убежища от ДД.ММ.ГГГГ, использование защитного сооружения по прямому назначению (защите укрываемых) невозможно, как не отвечающего требованиям СНиП 11-11-77, и вследствие вышеназванных причин подлежит списанию.
Из акта комплексной проверки защитного сооружения ГО от 04.09.2001 следует, что защитное сооружение, принадлежащее ОАО «Механический завод» полностью не пригодно к приему укрываемых и подлежит исключению из фонда защитных сооружений.
Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 11.01.2024 по делу № 2-31/2024, вступившему в законную силу 19.03.2024, отказано в удовлетворении исковых требования прокурора Мотовилихинского района г.Перми о возложении обязанности на Акционерное общество «Механический завод» привести защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным №, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с требованием Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
С учетом изложенного, оснований для привлечения АО «Механический завод» как организации - субъекта, имеющего обязанности по проведению мероприятий в области гражданской обороны, к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, не имеется.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья пришел к обоснованному выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу акта, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
При изложенных выше обстоятельствах, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 9 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 21.11.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Акционерное общество «Механический завод» оставить без изменения, жалобу инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Мотовилихинскому району 1 ОНДиПР по г. Перми УНДиПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю Ретунского Д.О., - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу и может быть обжаловано непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: И.В. Панькова
